Средневековые ведьмы: правда и вымыслы
Ведьма... Это слово вызывает две стойкие ассоциации: С одной стороны – молодая красивая девушка, которую сжигает на костре облачённый в рясу религиозный фанатик, с другой – скрюченная старуха, которая варит какое-то страшное зелье из чёрного кота и некрещёных младенцев. Так молоденькая девушка или старая кочерга? Так варила она суп из младенцев, или всё это оговор и больные фантазии? И правда ли, что инквизиция бывало выжигала всех женщин в графстве за колдовство?
Ну инквизицию, пожалуй, оставим в сторонке, у них свои дела были, им не до ведьм. Пресекать мужеложство в мужских монастырях, педофилию среди священников и богохульное сквернословие среди всех – вот их работа. Они этим были по уши завалены, тут уж не до ведьм. Иногда приходилось заниматься настоящими еретиками, но так, изредка, когда руки доходили.
А как же ведьмовские процессы? Ведь жгли же! Было дело, но уже веках в XV – XVII, да и скрывалось под этим немножечко другое (подсказка: недобросовестная конкуренция и комиссия по лженауке), к этому мы позже вернёмся. А для начала: кто же они такие эти ведьмы были? Согласно устоявшимся легендам (возникшим большей частью уже в Новое Время) ведьмы были волшебницами, кто злыми, кто добрыми, они были организованы в ковены, каждую субботу собирались на шабаш на Лысой горе, куда летели верхом на мётлах, а кто на козлах, свиньях или, самые оторвы, на превращённых в свиней и козлов мужиках. Там они плясали вокруг костра, пировали скоромным даже в постные дни и предавались любовным утехам с диаволом. Ну и там же диавол учил их колдовству. Ещё говорят, что колдун или ведьма не могут умереть просто так, они обязаны передать кому-нибудь свою силу. Если силу не передать – колдун будет мучиться, но умереть не сможет, чтобы его душа смогла отойти надо сделать в крыше дыру. Но вот это как раз не россказни, один мой друг рассказывал, как ему пришлось побывать в деревне, где живут одни колдуны. Там много пустых домов с разломанными крышами: умирают одинокие старики, некому передать знания и силу. А ещё говорят, что заговоры и заклинания – никакая не тайна, как и составы зелий. Но чтобы всё это работало, у заклинателя должна быть колдовская сила. И это тоже во многом правда. А силу колдун передаёт кому-то из своих учеников, когда умирает. Можно, правда, получить колдовскую силу и другими способами – заключить договор с нечистой силой, например, или уже родиться колдуном. А ещё говорят, что есть особые ремёсла, связанные с колдовством, вот, например, все кузнецы и пасечники – сплошь колдуны. Но это в россказнях, а что же на самом деле? Слово "ведьма" происходит от "ведать", знать. В других языках происхождение слов, обозначающих ведьм, примерно такое же. То есть ведьмы, ведуны – знающие люди, те кто знает больше других, те, кто сохранили древнее, языческое знание после прихода христианства. Конечно, они как-то общались между собой, передавали знание своим ученикам и ученицам, проводили необходимые посвящения, но в условиях постоянного церковного давления, особенно в позднее средневековье, при отсутствии средств связи, они, естественно, не могли создать какую-либо устойчивую организацию. И тем не менее, знания сохранялись и многое благодаря им дошло до нас. Некоторые из этих знаний получили сейчас широкое хождение, кое-что наоборот, продолжает обращаться в очень узких кругах. Например – ведьмины или эльфийские руны, которые Вы можете изучить на проводимом в клубе семинаре. Очень интересная и малоизвестная техника. Конечно, эти знания сохранялись большей частью как эмпирические, заточенные на практику, на решение ежедневных человеческих проблем, на то, что не могла дать средневековому человеку ни пришедшая в упадок наука, ни, тем более, церковь. Это прежде всего лечение, как людей, так и животных. Это знание примет и предсказание будущего. Какая будет зима (сколько запасать дров)? Какая весна? Сколько и чего сеять? Знание того, что мы сегодня называем приметами: Когда ждать снега? Будет зима тёплая или морозная? Лето ждать сухое или влажное? Что могла ответить на эти вопросы церковь? "Терпите и страдайте!"? Но людям надо как-то жить и они шли со своими вопросами и проблемами к ведьмам. И феодалы тоже, поэтому положение ведьм и ведунов в период раннего и даже высокого средневековья было довольно устойчивым, а работа их – хлебной. А уж если говорить о придворных магах, подвязавшихся при дворах разного рода феодалов – от мелкого барончика где-то в глуши до великих королей – то они были людьми весьма обеспеченными и уважаемыми. Даже сам Ричард Львиное Сердце гордился тем, что его род происходит от волшебницы Мелюзины. Проблемы у ведьм и колдунов начались в самом конце средневековья, начиная с XV века, и связано это, как ни странно, с развитием просвещения, с ростом университетской науки. Пока университетские профессора яростно спорили о том, сколько демонов поместится на кончике иглы, до ведьм никому не было дела. Но как только в университетах стали изучать медицину и в городах стали появляться медики с университетскими дипломами, началась конкуренция. Конкуренция, в которой университетские доктора выглядели по сравнению с ведьмами крайне бледно и в результате конкуренцию эту они отчаянно проигрывали. И тогда в ход пошёл административный ресурс, что в конечном итоге и вылилось в знаменитую охоту на ведьм. Именно тогда древнему знанию был нанесён самый большой урон. Уничтожено множество древних документов, убито и замучено несметное количество людей знания. "А как же Инститорис с его "Молотом ведьм"?", – спросите Вы. Инститорис был редкостным неудачником, в его активе всего две сожжённые ведьмы и несколько осуждённых за якобы ритуальное убийство христианского младенца иудеев. Последнее, впрочем не точно, потому как подобные дела были целиком и полностью в ведении светских властей. Следующий его процесс окончился полным фиаско: в Инсбруке он таки осудил 8 женщин к сожжению на костре, но местный епископ пересмотрел дело и всех обвиняемых оправдал. А самому Инститорису выдал горсть медяков и благословение на дальнюю дорогу. Подобное повторялось потом не раз, причём частенько ещё до того, как Инститорис успевал начать своё первое расследование на новом месте. Так что "Молот ведьм", как и прочие творения Инститориса, можно считать не более чем влажными фантазиями нездорового на голову фанатика. Но, увы, главное он сделал: добился признания ведовства ересью, что довольно быстро окрасило в общественном сознании всю ведьмовскую профессию в чёрный цвет. И судя по тому, насколько активно он перемещался по Европе и как много всего написал, его явно кто-то поддерживал. Ну и напоследок: как относились к ведьмам у нас, в России? Проще процитировать судебник 1569 года: "А блядям и видмам бесчестия 2 деньги против их промыслов". В переводе на современный русский звучит примерно так: "Кто будет попрекать проститутку или ведьму их профессией – штраф 2 деньги". Конечно, ведьмам было крайне неприятно, что их приравнивали к проституткам, но такая их законодательная защита говорит о многом.
03.09.23
Автор: Kancstc для клуба Подвальчик
Разделы / Тайные Общества
|